Бальный
танец – является одним из разновидностей танцевального искусства. Термин
«бальный» произошел от слова «балет» (франц. ballet, итал. ballo – танец).
На определенном этапе расслоения общества на классы появились салонные или
бальные танцы. Первоначально бальный танец берет свое начало от бытового, но
постепенно между народной формой танца и танцами в великосветских салонах
происходил постоянный взаимообмен и в результате смены исторических эпох,
внешних условий сформировалось десять видов бальных танцев.
Это: европейская программа - медленный вальс, венский вальс, квикстеп,
танго, слоуфокс;
и латиноамериканская
программа: самба, ча-ча-ча, джайв, румба, пасодобль.
Вальс (от нем. walzen "вертеться, поворачиваться") - бальный танец
с плавным вращательным движением пар в такт размера 3/4. Характеризуется
лиризмом и романтической настроенностью. Одна из версий происхождения
вальса, ставшего символом романтической любви, от скромного австрийского
лендлера. Именно для лендлера характерны круговые вращения в паре. В течение
некоторого времени вальс из народного лендлера превратился в салонный танец
для светского общества. Темп различен - от медленного до очень быстрого. Был
очень популярен в ХVII - XX вв. Вальс имел множество разновидностей:
венский, английский, венгерский, вальс-мазурка, вальс-миньон и др.
Венский
вальс (нем. Wiener Walzer) - австрийский вид вальса, быстрого темпа.
Более утонченный, с более короткими шагами и более гладкими поворотами. Хотя
англичане предпочитают романтическое название этого танца - венский вальс,
его также называют квик-вальс, то есть быстрый. Название "венский вальс" -
условное. Вальс по распространенной версии родился не в Вене во времена
Иогана Штрауса, а в Италии в эпоху Возрождения, где он назывался "вольта". С
Апеннинского полуострова вольта перекочевала во Францию, и успех ее при
французском дворе был ошеломляющий. Все придворные с увлечением танцевали
вольту. Однако вскоре на французский престол вступил Людвиг XIII, который
был шокирован стилем нового танца и наложил на него вето. Запрещенная во
Франции, вольта пересекает границы, путешествует по Европе, и в конце
концов, становиться вальсом. Танец избавляется от некоторых движений и
принимает тот вид, который известен сегодня. Во Францию вальс возвратился
только в XIX веке и снова имел шумный успех.
Фигурный
вальс - бальный танец 70-х гг. ХХв. Основное вальсирующее движение,
некоторые фигуры с закручиванием вправо и поворотами партнерши под рукой
партнера.
Медленный вальс - бальный танец, вальс медленного темпа со
множеством различных фигур. Ритм танца очень приятный и легкий, поскольку на
каждый счет исполняется одно движение, если не учитывать различных вариаций
на базе основного движения. Медленный вальс также может называться
английский, поскольку этой стране он обязан своим появлением.
Фокстрот
(англ. fox "лиса" и trot "быстрый шаг", название связано с фамилией
американского актера Гарри Фокса, придумавшего этот танец) - бальный парный
танец, возникший из регтайма, тустепа и уанстепа. Танец появился на
Европейском континенте в начале 20-х годов. Американский танец получил
развитие в Англии, где тщательно оберегался от капризных влияний быстро
сменяющихся джазовых ритмов и пластики. Танец строгих линий и вместе с тем
позволяющий импровизировать, меняя сочетание движений и их очередность,
быстро распространился по всем странам Европы. Умеренно быстрый темп,
маршеобразная синкопированная ритмика.
Слоуфокс - (англ. slow "медленный", fox "лиса" ) - медленный танец
со скользящим длинным шагом. Разновидность фокстрота. Этот танец считается
трудным, так как требует хорошего равновесия и постоянного контроля за
каждым движением. Чтобы исполнять его грациозно партнеру и особенно
партнерше нужна длительная тренировка.
Квикстеп - (англ."быстро" и "шаг") - разновидность фокстрота.
Английский по происхождению, квикстеп заменил старый фокстрот, который был
популярен в 30-е годы и представлял прекрасный образец быстрого танца. Речь
идет о танце, который в соответствии с его живым ритмом требует от
исполнителя легкости и подвижности. Богатый вариациями, квикстеп принято
считать "малой грамматикой" европейской программы бальных танцев.
Танго (на языке одного из африканских племен tango означает
"бубен") - Танец был завезен в Европу из Южной Америки,
которая, однако не является его родиной. По происхождению танго -
мавританский танец. Испанские мавры танцевали его еще в XV веке. После того,
как завоеватели покинули Пиренейский полуостров, танго переняли цыгане.
Затем цыганские племена, переселившиеся в Аргентину, внедрили там его па,
которые сразу же были подхвачены местным населением. Популярность танго была
настолько велика; что этим словом стали называть некоторые народные танцы
(на две четверти) в Аргентине, Бразилии, Мексике и на Кубе. Возвратившись в
Европу, танец полностью потерял свой эротический характер: лицо все время
остается бесстрастным, и в современной манере исполнения сохранились только
колебания корпуса. Танго допускает бесконечные вариации и импровизации.
Несколько вышедший из моды в 30-80-е годы, в настоящее время танец снова
получил широкое признание.
Самба
(португ. samba "женщина - негритянско-индейская помесь"; возможно, название
и танец исторически связаны с ангольским танцем семба). Родина самбы
Бразилия. Народная самба - это танец импровизация, где танцоры, подпевая,
соревнуются между собой в изобретательности и ловкости движений. В более
широком смысле самба - любое народное развлечение, связанное с танцами,
пением и музыкой. Возникшая в беднейших кварталах Рио-де-Жанейро, "самба
лачуг" посредством карнавалов получила огромную популярность не только в
Бразилии, но и во всей Латинской Америке. По всей стране открывались школы
самбы, в которых готовили танцоров к выступлениям на карнавалах, и
организовывались оркестры. Темпераментные ритмичные движения, пульсирующий
ритм, характерные пружинистые покачивание бедер народной самбы легли в
основу нового бального танца того же названия. Сочетает элементы
африканской, португальской и испано-американской музыкально-танцевальной
культур. Позже - видоизмененный бальный парный танец свободной композиции.
Современный бальный вариант самбы был стандартизирован в Англии. Музыкальный
размер бальной самбы 2/4. Темп быстрый. Ритм остро- или
средне-синкопированный.
Пасадобль (пасо добле) (исп. paso doble "двойной шаг") - испанский
танец, эмоциональный. Происхождение этого танца связано с испанскими
народными праздниками - фиестами, во время которых происходили знаменитые
бои быков - корриды. На этих праздниках исполняли массовые народные танцы, и
самым популярным среди них был пасодобль. Танец широко распространился в
странах Латинской Америки, а затем получил признание и в Европе, но уже как
бальный танец. Сюжет танца и его движения отражают бой с быком, где партнер
является тореадором. Был очень популярен в первой половине XX века. Ритм
четкий и несколько прихотливый. Темп умеренно-быстрый. Элементами танца
являются высоко поднятая грудь, переступание с ноги на ногу, уклонение,
перекрестный поворот.
Ча - ча - ча (исп. cha-cha-cha, слово, вероятно,
звукоподражательного происхождения) - бальный танец во второй половине
ХХ в. Название танца напоминает суховатый звук маракассов, характерный для
кубинских мелодий. Маракасс - своеобразный музыкальный инструмент, сделанный
из высушенной тыквы. в которую насыпаны бусы или мелкие камешки. Танец
образовался от румбы и мамбо, вначале назывался "мамбо-ча-ча-ча". Необычный
размер музыкального сопровождения, особая манера исполнения, красивые и
вместе с тем не очень сложные фигуры - все это способствует популярности
танца. Характерны сильные движения бедер и шаги с носка.
Румба (исп. rumba, ср. исп. rumbo "путь, курс, румб") - бальный
парный танец. В начале 30-х годов в танцевальных залах Европы стали
исполнять танец кубинского происхождения - румбу. Этот красивый и
чувственный танец сразу завоевал сердца любителей бальных танцев. В прошлом
слово "румба" означало "праздник танцев" у черных рабов. Со временем эти
словом начали называть определенный ритм и танец. Возникшая на на Кубе, она
исполнялась парой или солистом в центре круга зрителей. Хореографический
рассказ о взаимоотношении мужчины и женщины. Первоначально стремительная,
румба стала более медленной и сдержанной. В настоящее время популярны три
вида румбы: квадратная, румба-болеро, кубинская румба. Стандартизированная
англичанами кубинская румба, или так называемая "мамбо-болеро", представляет
единственный вариант современного бального танца. Она требует прежде всего
хорошего чувства ритма, владения равновесием, координации движений.
Кубинская румба по схеме шагов и фигур близка к танцу ча-ча-ча, но
исполняется в другом ритме и в другой манере. Четырехдольный размер, сложный
ритм, движения бедер. Ритм мягкий, но энергичный, характерна некоторая
плавность. Ритмический рисунок очень изменчив; синкопы и повторы.
Джайв
(англ. jive, слово неясного происхождения; предполагают, что может быть из
негритянского сленга с первоначальным значением "хитрость, обман"). Развитие
джазовой музыки способствовало возникновению новых танцевальных движений,
рожденных синкопированными джазовыми ритмами. Как результат - появились так
называемые джазовые танцы, в 20-х годах - свинг и регтайм, в 40-х -
буги-вуги , би-боп и рок. С приходом на эстраду электроинструментов
изменилась манера исполнения музыки и танцев, и этот период совпал с
рождением рок-эн-ролла, популярность которого достигла своего пика в 60-е
годы. В конце 80-х рок-эн-ролл возродился в синтезе с элементами акробатики.
А сам джайв происходит от акробатического танца "Джиттербиг", движения
которого, со временем упростившись, стали доступны для массового исполнения.
Своеобразие танца составляют различные переходы и повороты партнеров со
сменой позиций рук. Темп быстрый, энергичного характера. Ритм
синкопированный. Необычным в танце является то, что движения в танце
занимают полтора такта, что создает определенные трудности при разучивании.
Шаги-шассе влево-вправо, шаг назад, шаг вперед, все шаги с носка.
Полонез (фр. polonaise "польская"). Полонез ведет свою историю от
польского народного танца "ходзоны". От народа этот танец быстро перешел к
бедной шляхте, а затем в замки богатых магнатов. Французские танцмейстеры
дали ему название "polonaise" - польский, и уже в начале XVIII века он стал
исполняться во всей Европе, оказался желанным гостем на пышных балах, где им
обычно открывался вечер. Первоначально бытовое назначение этого
танца-шествия состояло в том, чтобы дать возможность хозяйке дома, невестке
приветствовать гостей и просить их принять участие в танцах. Этим танцем мог
и заканчиваться бал. Белый полонез танцевали под утро. Популярность ему
принесли торжественная музыка и основной шаг, относительно легкий по
исполнению. Неограниченное количество пар могло выполнять самые различные
фигуры и перестроения, двигаясь все время одним и тем же шагом, слегка и
плавно приседая на каждую третью четверть такта. К началу XIX века полонез
полностью утерял свой первоначальный народный характер. Осталась только
гордая осанка, своеобразное положение в паре и ритмичный шаг, который стал,
однако, намного мягче и плавней. Сейчас полонез можно часто встретить на
сценах музыкальных театров.
Полька (от чешск. pulka "половина" или, возможно, от польск. Polka
"женщина польской национальности") - чешский народный танец, который стал
известен как бальный в первой половине XIX века. Польку привез из Франции
чешский хореограф Йозеф Нэруда, и в Париже полюбился этот веселый и
незатейливый танец. Увлечение полькой было настолько велико, что на
некоторое время она вытеснила из моды знаменитый вальс. Новый танец
исполнялся в аристократических салонах, чопорный этикет которых казался
непоколебим. Бальная полька культивировалась во Франции, затем
распространилась по всей Европе. Этим объясняется, что название движений в
этом танце связаны с французской терминологией. Успех польки объясняется ее
живым характером, простотой исполнения. Веселый и довольно быстрый танец.
Шаги с приставлением, подскоки, повороты. Пары образуют различные красивые и
замысловатые рисунки. Музыкальный размер двудольный. Популярность польки так
велика, что на ее основе до сих пор создаются композиции в сплаве с
танцевальными традициями других народов, ранее не знавших этого танца.
|