Одно из интереснейших феноменов в истории блюза и джаза — это,
несомненно, буги-вуги, также называемый хонки-тонком (honky tonk) и
баррелхаус (barrelhouse). Названия произошли от баров, где эту музыки
играли. Утверждают, что само название буги-вуги впервые появилось на
пластинке 1928 года “Boogie-Woogie” Клэренса Пайнтоп Смита (Clarence
Pinetop Smith). Со времен его зарождения в начале 1920-х этот особый
фортепианный блюзовый стиль никогда не терял очарования.
Первоначально буги-вуги игралось только сольно на фортепиано.
Напряженность в этом стиле достигается сочетанием остинатных фигур
левой руки (раскатывающийся бас) и синхронной мелодии восьмушками в
правой руке. Однако, по мнению блюстителей чистоты жанра, если
включается больше инструментов – пусть даже это бас или барабаны – это
уже фальсификация музыки. То есть, уже не буги-вуги.
Она была безумно популярна в 1940-х и 1950-е. Множество записей
маленьких комбо, возникших до эры биг-бэндов, и называвшихся
"буги-группами", не имели ничего общего с оригинальным фортепианным
стилем, кроме формы. Но эти записи не нашли большого отклика.
Теперь про "настоящее" буги. Прорыв стиля начался в 1927 году с песни
"Honky Tonk Train Blues" Мида Лакса Луиса (Meade Lux Lewis). Эта запись
была на редкость малоизвестна целое десятилетие, пока нью-йоркский
джазовый критик не нашел этот диск на 78 оборотов в комиссионном
магазине, и принялся искать Мида Лукса Луиса по рекламе. Когда Луис
нашелся, то привел с собой своих друзей Пита Джонсона (Pete Johnson) и
Алберта Аммонса (Albert Ammons). Радиотрансляция концерта этих трех
пианистов из чикагского Шерман-отеля в 1939 году была такой же
сенсацией, как их появление в концерте Джона Хаммонда "От Спиричуэла до
Свинга" 23 декабря 1939 (Буги-Кавалькада).
Принципиальную разницу между сольной фортепианной музыкой буги-вуги
20-30-х годов и последовавшей за ней так называемой буги-музыкой, можно
объяснять языком музыкальной теории. Попытаемся попутно определиться с
терминологией.
Форма буги музыки включает взаимодействие двух рук пианиста. Некоторые
музыковеды считают, что название "буги-вуги" – это пример модели
"вопрос-ответ", который является составной частью многих музыкальных
стилей; старых и новых. Часто вопрос-ответ происходит между двумя
руками или пальцев обеих рук. Форма буги-вуги предлагает поистине
волшебную палитру мелодических и ритмических приемов, которые могут
меняться от простого до сложного. Основные аккордовые замены
заимствованы прямо из блюза, реже из народных песен. Наиболее
общеприняты 12-тактовые модели, но также используются 8-тактовые и
другие размеры тактов. Простые 12-тактовые модели имеет только 3
аккорда. Любой, кто может найти ноты C, F, и G в одной октаве, может
потыкать самостоятельно. Пробуйте это, если вам интересно:
C/C/C/C/ F/F/F/F/ C/C/C/C/ F/F/F/F/
C/C/C/C/ G/G/G/G/ F/F/F/F/ C/C/C/C/
Теперь о блюстителях чистоты стиля, ревнителях жанра, или пуристах. Так
их называют от английского слова pure – чистый. Вряд ли бы происходили
музыкальные революции, если бы все музыканты и, особенно, слушатели
внимали этим законсервированным стражам порядка. Однако простому,
неискушенному слушателю (каких во все эпохи всегда было 98%) неизвестно
про все тонкости, определяющие “правильность” и “неправильность” стиля.
Он признает лишь талант, искру божью и хорошее настроение, которое
создает артист своим исполнением, каким бы профессиональным или
непрофессиональным оно ни было. Музыкальная эволюция также не
двигалась, если бы некоторые отщепенцы не замешали, казалось бы разные,
стили. Откуда взялся бы электрический блюз или кантри-рок? Консерваторы
талдычили: “Мадди Уотерз портит блюз электрогитарой” и “Кантри надо
играть только в акустике”. Если так, то сейчас мы бы имели только
Роберта Джонсона (дельта-блюз) и Билла Монро (блуграсс). Забудьте про
Бибикинга и Чета Эткинза, про Мерла Трэйвиса и Чака Берри.
Возвращаясь к возмутителям и нарушителям, стоит вспомнить, насколько
превосходно исполнение этой музыки пианистом Джерри Ли Луисом с
рок-составом из гитары, баса и барабанов. Ну а кто станет оспаривать,
что почти все хиты Литтл Ричарда (с тем же составом, плюс духовые) —
это уже классика? Но только аранжирована эта "классика" в стиле буги.
Гитаристы быстро оценили и адаптировали буги-ритм, и даже в названиях
их песен всплывает это название — “Boogie Chillеn” в полуакустическом
звучании блюзмена Джона Ли Хукера (John Lee Hooker), “Rockabilly
Вoogie” рокабилла Джонни Бернетта с электрической рок-гитарой и “Boogie
At Midnight” в ритм-н-блюзовом варианте Роя Брауна (Roy Brown) с
дудками. Обратите внимание на “Summertime Blues” Эдди Кокрэна — вот
типичный буги-бит. Британские хардрок-группы TEN YEARS AFTER, T.REX и,
уж конечно, STATUS QUO — как и американцы ALLMAN BROTHERS — почти всю
концепцию своего звучания строили на буги-бите.
Кто забыл (или ничего не знает кроме рокабилли) это настойчивый,
призывный и завораживающий бугешный ритм, послушайте “Crawl Up and
Die”, “How Long You Wanna Live” или “Rockin’ All Over The Place” на
пластинках американских неорокабиллов СТРЭЙ КЭТС.